Почему горит значок аккумулятора на панели приборов, что делать

Почему горит значок аккумулятора на панели приборов, что делать Мазда 3
Содержание
  1. Основные причины неисправности
  2. Что делать, если поломка застала в пути
  3. Причины почему горит лампа заряда акб
  4. Что делать, если поломка застала в пути
  5. Аккумулятор
  6. Диагностика
  7. Диодный мост
  8. Для решения проблемы потребуется:
  9. Другие причины
  10. Как устранить неполадки
  11. Место в цепи
  12. Натяжение ремня генератора
  13. Неисправности подшипников
  14. Неисправности подшипников
  15. Несколько слов о том, как работает тандем аккумулятор-генератор
  16. О чем говорит значок аккумулятора на приборной панели
  17. Обрыв цепи генератора
  18. Обрыв цепи генератора
  19. Перегорел предохранитель или плохой контакт
  20. Перегорел предохранитель или плохой контакт
  21. Перечень возможных неисправностей
  22. Плохой контакт
  23. Плохой контакт на генераторе
  24. Причины неисправности
  25. Проблемы с реле-регулятором
  26. Проводка
  27. Регулятор напряжения
  28. Регулятор напряжения
  29. Реле контроля лампы акб
  30. Сигнальная лампа
  31. Улучшить контакт
  32. Щетки генератора
  33. Щетки генератора
  34. Заключение

Основные причины неисправности

Если при работающем двигателе или во время движения горит значок аккумулятора на панели приборов, то возможны различные варианты.

Если он не гаснет, то возможны неисправности:

Если индикатор горит периодически, тускло или мигает. Горит на низких (холостых) оборотах, а после перегазовки тухнет. Горит лампа аккумулятора, и зарядка идет. Тухнет после прогрева двс, тогда возможны неисправности:

  • в работе генератора:
    • слабая натяжка ремня (проскальзывает);
    • люфт шкива генератора или ролика натяжения;
    • плохой контакт графитных щеток с коллектором ротора;
    • пропадает контакт на одной из фаз;
    • неисправность диода;
    • холодная пайка;
    • прерывается контакт (окисление) клеммы В или массы (не затянута шпилька).
  • в электропроводке:
    • пропадает контакт на клеммах провода, идущего от генератора к аккумулятору;
    • пропадает контакт в РР.
  • в сигнальной лампе:
    • если используются светодиодные вместо ламп накаливания.

Лампочка изначально не светится по следующим причинам:

  • перегорание самой лампочки;
  • износ выключателя зажигания;
  • перегорел предохранитель. Плохой контакт в гнезде;
  • окисление контактов в разъёме приборного щитка.

Для проверки цепи питания индикатора нужно без разборки при включённом зажигании снять провод с клеммы D генератора и замкнуть его на массу. Если цепь исправная, то индикатор засветится, тогда нужно проверить генератор. Если нет – сначала проверить предохранитель, затем саму лампочку и электропроводку. В приборной панели питание от АКБ обычно подаётся на несколько значков сразу.

На рисунке 3 изображены составляющие генератора в разрезе.

На рисунке 5 показаны составные части генератора, подлежащие проверке.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис.5 Детали генератора

Что
делать, если поломка застала в пути

Лампочка горит в пути (загорается) — правильнее
сразу остановить машину. Затем надо проверить: насколько плотно сидят клеммы
(контакты) аккумулятора, каково натяжение генератора, как работает машина с
включенными потребителями.

Если найти причину загорания лампы не удалось,
рекомендуется сразу вызвать эвакуатор до ближайшего автосервиса. Можно,
конечно, и доехать самому на малой скорости, при условии, что до СТО не очень далеко.

Причины почему горит лампа заряда акб

В исправном состоянии электропитания контрольная лампа АКБ на приборной панели загорается лишь в момент запуска двигателя, и через одну-две секунды она тухнет. Если же этого не происходит, или, например, значок активировался при работе двигателя на холостом ходу или во время езды — это признак неисправности, и нужно искать причину, почему горит контрольная лампа аккумулятора. Так, причинами данной неисправности могут быть проблемы со следующими агрегатами.

Что делать, если поломка застала в пути

Если индикатор на приборной панели загорелся вдали от дома, а мультиметра для проверки величины напряжения у вас собой не оказалось, руководствуйтесь следующими советами:

  • направьтесь в магазин автотоваров либо радиоточку, если таковые есть вблизи вашего месторасположения, дабы одолжить мультиметр;
  • если замеры произвести не удается, оставьте включенными лишь самые необходимые электроприборы (фары головного света, дворники). Уменьшите яркость подсветки приборов.

Если ваш АКБ еще «живой», то автомобиль сможет преодолеть до 150 километров.

Аккумулятор

Также в числе причин, из-за которых лампа
(индикатор) постоянно горит и не гаснет — аккумуляторная батарея. Одна из распространенных причин,
это отсутствие заряда. Чтобы
удостовериться в этом, надо замерить напряжения на клеммах. Лучше всего делать
с помощью нагрузочной вилки.

Другой вариант проверки, более быстрый — измерение тестером.
Напряжение в пределах 14 В считается нормальным. При слабом поступлении энергии, оно будет значительно ниже.

Что делать.
Варианты решения зависят от конкретной ситуации.

  1. Напряжение
    от генератора поступает, но батарея быстро разряжается. В этом случае проводится
    зачистка контактов и проводов. Затем показатели снимаются повторно. Если
    уровень тока не восстановился, надо замерить напряжение на устройстве. Оно
    здесь выше, чем на АКБ — скорее всего, проблему
    удастся решить заменой кабеля.
  2. На
    аккумулятор напряжение не поступает. Это возможно из-за перегорания
    предохранителя Ф10 с номиналом 10А. Проблема решается заменой плавкого элемента.
  3. Напряжение
    АКБ в норме (14 В), но оно резко падает под нагрузкой. Данная ситуация
    возникает уже из-за неисправности генератора.

Ну и самое главное — когда индикатор не гаснет, надо
проверить выводы источника питания (аккумулятора).

Окисленный контакт аккумулятора

Окисление вызывает слабый контакт, поэтому надо
зачистить их мелкой шкуркой и промазать специальным средством. Затем хорошенько
затянуть гайки.

Диагностика

Если на панели горит лампочка аккумулятора, первым делом стоит проверить величину зарядки. Для этого используется мультиметр в режиме измерения постоянного тока – DCV (правила пользования мультиметром). Двигатель должен работать на холостых оборотах, включите максимально возможное количество потребителей. Показатели напряжения не должны быть ниже 13,4 Вт. В ином случае загорится соответствующий значок. Без включенных потребительным нормальным считается значение 14-14,2 Вт.

Диодный мост

Диодный мост можно самостоятельно проверить с помощью мультиметра. Рассмотрим алгоритм проверки на примере отечественного генератора 37.3701, устанавливаемого на автомобили ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099. Для начала нужно проверить отсутствие короткого замыкания в его цепи. Алгоритм проверки выполняется в такой последовательности:

  • Электронный мультиметр перевести в режим измерения сопротивления (омметра).
  • Один щуп мультиметра поместить на вывод 30 генератора, а другой — на корпус генератора.
  • Если диодный мост исправен — значение сопротивления должно стремиться к бесконечности.

Далее нужно проверить положительные диоды на «пробой». Процедура следующая:

  • Один щуп поместить на вывод 30 на генераторе.
  • Второй щуп мультиметра поместить к одному из болтов крепления диодного моста.
  • Если диоды исправны, то значение сопротивления будет стремиться к бесконечности.

Проверка отрицательных диодов на «пробой»:

  • Один щуп мультиметра поместить на один из болтов крепления диодного моста.
  • Второй щуп поместить на корпус генератора.
  • Если диоды целые — сопротивление стремиться к бесконечности.

Проверка дополнительных диодов:

  • Один щуп помещают на вывод 61 генератора.
  • Второй щуп помещают на к одному из болтов крепления диодного моста.
  • В случае, если диоды исправны значение сопротивления будет стремиться к бесконечности.

При выходе диодов из строя их меняют на новые или попросту перепаивают, если повредилась пайка. Проверка генераторов других марок будет проводиться по аналогичному алгоритму, будут отличаться лишь номера контактов.

Для решения проблемы потребуется:

  1. Две отвертки (плоская и крестообразная);
  2. «Контролька» (лампочка на 12V);
  3. Мультиметр;
  4. Плоскогубцы, нож и «наждачка» для того, чтобы зачистить контакты.

Другие причины

Кроме основных причин неправильной работы указателя батареи (генератора), возможны неисправности и в панели управления или замке зажигания. Через них включаются устройства и лампочки.

В состав панели управления входят электронные, световые и механические приборы. Дефекты в основном связаны с износом механических деталей и поломкой в бортовой электросети. Перед ремонтом необходимо убедиться, что до приборного щитка доходит напряжение и дефектов в цепи до нее нет.

Дефект может иметь постоянный или плавающий характер из-за таких причин:

  1. Трещина в дорожке платы.
  2. Окисленный переходной контакт или холодная пайка в разъеме.
  3. Сгоревшая дорожка платы.
  4. Окисление или обрыв провода перед разъемом.
  5. Плохой контакт на патроне лампочки.

Старение элементов ускоряется из-за эксплуатации в жестких условиях, таких как быстрое изменение температуры, вибрация, пыль и влага. В результате – наличие на монтажной плате различных механических повреждений, микротрещин, следов окисления и т. д. Для примера на рисунке Х показана печатная плата панели с перегоревшей дорожкой, которую нужно восстановить. Лучший вариант восстановления – это припаять провод между контактом на разъёме и контактом на патроне лампочки.

На рисунке 18 показан пример перегоревшей дорожки на плате приборной панели.

Про мазду:  Замена сцепления «Мазды»: порядок работ
Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 18 Часть монтажной платы панели

Поиск неисправности производится визуально и с прозвонкой проводников. Способ демонтажа панели зависит от марки авто, поэтому перед снятием “торпеды” и устранением неисправности в приборном щитке нужно уточнить алгоритм действий по сервисной книжке или мануалу.

Замок зажигания состоит из механики (запорный механизм) и электрической части. Электрическая часть состоит из группы контактов на неподвижной и подвижной колодках, которые замыкают по необходимому алгоритму при поворотах ключа.

https://www.youtube.com/watch?v=l5X_4d2hKak

Контактный узел представляет собой подвижной контактный диск и неподвижную колодку. Возможные дефекты механического замка:

  1. Износ, коррозия, механические повреждения контактов,
  2. Окисление, подгорание, оплавление контактных групп.
  3. Длительный период использования. При шевелении пропадает напряжение.
  4. Облом контакта.
  5. Залипание от повышенной нагрузки или замыкание в цепи.

На рисунке 19 изображен контактный узел замка в разобранном виде.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 19 Контактная группа замка зажигания

Разберите замок и контактную часть, осмотрите контакты. Найденные дефекты – износ или оплавление – нужно заменить или зачистить места окисления (подгорания).

Наряду с механическими замками в зависимости от марки авто применяются электронные замки (ЭЗЗ), которые полностью управляются электроникой. У них механические контакты заменены электронными ключами. На рисунке 20 изображен электронный замок зажигания.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 20 Внешний вид электронного замка

 Возможные неисправности электронного замка:

  1. Нет звука при срабатывании электронной блокировки руля.
  2. Не проворачивается ключ.
  3. При повороте ключа на экране возникают прочерки.
  4. Экран периодически тухнет, щелкают реле.
  5. Не заводится двигатель.
  6. Программные ошибки в блоке SAM.
  7. Попадание влаги.
  8. Нет реакции на ключ после его падения или удара.
  9. Потеря связи между блокиратором руля и системой управления.
  10. Старение и выход из строя электронных компонентов замка зажигания.

Ремонт таких ЭЗЗ в основном сводится к ремонту электронной техники, и голыми руками их отремонтировать сложно. Проверяют замок на стенде, где определяется характер дефекта. Самостоятельно можно провести визуальный осмотр на предмет явных повреждений.

Как
устранить неполадки

Обычно
обращаются к автоэлектрику.Это его задача — быстро найти и исправить слабое
место в цепи. Электрическая
схема — одна из сложных в автомобиле (при неквалифицированном обращении легко можно что-то замкнуть и спалить), поэтому
работу лучше сразу доверить специалисту.

С другой стороны, владельцам машин всегда интересно
знать, из-за чего возникает проблема, да и в некоторых случаях опытным шоферам
удается самостоятельно исправить дефект. Например, если сел аккумулятор, то
просто зарядите его.

Место в цепи

В автомобиле есть всего два источника электродвижущей силы (далее ЭДС): генератор и аккумулятор. Главное назначение АКБ – запуск двигателя. После пуска в работу включается генератор, который призван не только пополнить утраченный запас энергии АКБ, но и обеспечить постоянное функционирование электрических потребителей машины.

Если говорить упрощенно, то индикатор на приборной панели служит для обозначения источника ЭДС, питающего сеть автомобиля.

Натяжение ремня генератора

Приводной ремень является неотъемлемой частью генератора. Без него как без рук. Тип ремня привода (клиновидный или зубчатый) зависит от марки, модели машины и шкива генератора. Он предназначен для передачи вращения от коленчатого вала ДВС генератору, который при вращении вырабатывает энергию. На рисунке 11 изображено взаимодействие навесного оборудования через приводной ремень.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 11 Взаимодействие навесного оборудования на ДВС

От натяжения ремня зависит долговременная работа подшипников генератора, водяного насоса, коленвала, ролика натяжения и другого оборудования (навесного). Если ремень натянут чрезмерно, то растягивается сам ремень и ускоряется износ подшипников, а при слабой натяжке – проскальзывает.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 12 Проверка натяжения ремня

При выключенном двигателе пальцем проверяют натяжение. Смещение (прогиб) не должно превышать 1-2 мм с усилием 8 кгс посередине между шкивами. В зависимости от марки авто применяются различные натяжные устройства. Например:

  1. С автоматической регулировкой необходимой степени натяжения на основе пружин кручения, сжатия.
  2. С демпферами.
  3. Регулировочным болтом.
  4. Регулировочной планкой (на старых машинах).

На рисунке 13 изображен внешний вид натяжных роликов ремня.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 13 Ролики для натяжки ремня

На рисунке 14 изображен внешний вид целых и треснутых ремней.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 14 Внешний вид ремней

Ремень проверяется на наличие следов износа с наружной и внутренней стороны. Если ремень изношен, замените его.

Формы износа приводных ремней:

  1. Обрыв ремня генератора.
  2. Небольшие трещины, расслоение.
  3. Попадание смазки.
  4. Потертость.
  5. Повышенная твердость из-за старения либо плохого качества материалов вызывает свист.

На рисунке 15 пример регулировки натяжения приводного ремня.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 15 Регулировка натяжки ремня генератора с помощью натяжного ролика

Часто встречаются варианты, когда натяжение производится отклонением самого генератора. Для снятия и натяжки ремня необходимо:

  1. Расслабить гайку на шпильке крепления генератора и гайку на регулировочной планке.
  2. Наклонить генератор в сторону двигателя и снять ремень.
  3. После осмотра или замены надеть ремень на шкивы.
  4. Отклонить ГН от двигателя монтировкой до нужной натяжки.
  5. Затянуть гайку на планке и убедиться, что натяжение в норме.
  6. Затянуть гайку на шпильке.

Размер (маркировка) ремня индивидуален для каждой модели. Заменяется ремень аналогично штатному. Надевать нужно без перекосов и посередине шкива. Если установлена планка с регулировочным болтом, то им и производить натяжение.

В машинах с автоматической натяжкой ремня следят за тем, чтобы натяжитель был в исправном состоянии и не находился в крайнем положении. Крайнее положение ролика говорит о максимальном растяжении ремня и о том, что его надо заменить. Желательно его менять каждые 15-20 тысяч километров.

Неисправности подшипников

Поврежденный подшипник шкива может привести к его разбалансировке либо заклиниванию. В первом случае ремень будет «подъедать» и он будет изнашиваться. Во втором случае вал генератора попросту не будет крутиться либо будет подклинивать. В любом случае необходимо поменять подшипник при возможности либо самого шкива.

Что касается подшипника натяжного ролика, то обычно ролик меняют на новый целиком.

При возникновении люфта подшипника/подшипников шкива генератора либо натяжного ролика его ремня со временем происходит износ щеток генератора, а также его регулятора напряжения. Это происходит из-за возникающей вибрации при люфте, и потому что ремень ходит на шкивах неровно, и постоянно перепрыгивает и вибрирует. Указанное явление сопровождается обычно стучащими звуками, исходящими из места установки генератора.

Неисправности
подшипников

Поврежденные опорные элементы шкива вызывают
разбалансировку или заклинивание устройства. Вал генератора перестает
крутиться, поэтому не выдает напряжение и вызывает ошибку в системе электрики.
Характерный признак — вибрация, стуки, перепады напряжения бортовой сети. Ну и
конечно, индикатор не гаснет. Разрушенные подшипники заменяют новыми.

Несколько слов о том, как работает тандем аккумулятор-генератор

Каждому, даже начинающему водителю, известно о том, что аккумулятор взаимодействует с генератором. После запуска двигателя АКБ переходит в режим постоянной подзарядки. После того как обороты двигателя повышаются, возрастает и напряжение на выходе генератора, что не есть «гуд»…

С целью предотвращения вышеописанного в цепи возбуждения ротора устанавливается небольшое реле-регулятор, задача которого – понижать ток до оптимального уровня независимо от числа оборотов двигателя. В результате напряжение поддерживается на необходимом уровне. Лампочка аккумулятора загорается в том случае, когда отсутствует зарядка от генератора.

О чем говорит значок аккумулятора на приборной панели

Значок аккумулятора как аварийный индикатор не должен светиться во время работы двигателя. Контрольный индикатор зарядки в случаях возникновения неисправности может реагировать следующим образом:

  1. Гореть постоянно, периодически или тускло либо моргать.
  2. Не гаснуть на холостых оборотах (800 ÷ 1200).
  3. Светиться, а после перегазовки тухнуть.
  4. Загораться во время движения.
  5. Светиться, пока двигатель не прогреется.
  6. Загорается лампочка при включении фар.
  7. Гореть, но при этом идёт зарядка акб.

Возможны механические и электрические неполадки. Чтобы обнаружить причину, вызывающую ошибку, необходимо проверить пошагово исправность элементов, задействованных в формировании напряжения питания.

Так, к основным проблемам, вызывающим неправильное горение индикатора аккумулятора, можно отнести неисправности в электропроводке, генераторе и аккумуляторе.

Генератор – это электрическая машина, которая при вращении вырабатывает электрическое напряжение. Вал генератора через ременную передачу получает вращение от коленчатого вала.

В состав генератора (ГН) входят обмотка возбуждения (роторная) и трёхфазная статорная обмотка, диодный мост, реле-регулятор (РР). В зависимости от марки авто генераторы конструктивно различаются, но принцип работы у них одинаковый. На рисунке ниже изображена функциональная схема взаимодействия генератора (тип. 94.3701) и аккумулятора.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 2 Функциональная схема включения индикатора зарядки, аккумулятора и генератора

Контрольная лампочка аккумулятора машин с ЭСУД может обозначаться CHECK BATTERY. Разберёмся, почему горит лампочка зарядки аккумулятора (см. рис. 2 поз. 6). Напряжение 12 В с АКБ через ключ зажигания (поз. 4) подаётся через предохранитель (поз. 3) на один контакт индикатора (лампочки), а другой контакт через плюс диода подключается к выводу D и через резистор на массу.

Про мазду:  Шаровая опора Мазда 3 BL: замена шаровой Mazda 3 BL, артикул

Через лампочку также подается начальное напряжение для возбуждения генератора. Клемма В генератора и аккумулятора соединены. При таком включении лампа заряда зависит от разницы напряжения на батарее и напряжения на D. Минусовые провода подсоединены к кузову.

При эксплуатации важно следить за работоспособностью ГН, АКБ и электропроводки. Периодически необходимо проверять и чистить контакты силовых клемм, натяжку ремней, напряжение батареи.

Обрыв цепи генератора

В случае, если имеет место обрыв одной из фаз генератора либо выход из строя силовых диодов, сняв его, то нужно выполнить следующие диагностические меры:

  1. Проверить болтовые соединения вывода фаз генератора с диодным мостиком. Чаще всего на одном из контактов имеется коррозия, открученный (незатянутый) болт, возможно загрязнение. Соответственно, необходимо выполнить ревизию не только поврежденного, но и других аналогичных контактов в профилактических целях. Если имеет место обрыв провода, то его можно попытаться заменить, однако это зависит от конкретной ситуации. Зачастую в таких случаях (или в случае повреждения изоляции) провода (обмотку) меняют на новую. Или меняют генератор целиком.
  2. Выявить поврежденные силовые диоды и заменить их (поменять диодный мост). Иногда возникает ситуация, когда нарушается пайка на диодах. В этом случае диоды перепаивают.
  3. Проверить статорную обмотку на предмет потемнения витков. Заодно имеет смысл проверить целостность изоляции визуально и с помощью мультиметра, проверив значение сопротивления изоляции. Если на изоляции проводов будут иметь место потемнения, то это означает, что генератор уже значительно износился, и лучше такую обмотку заменить на новую (перемотать).

Обрыв
цепи генератора

Если загорелась лампа аккумулятора на панели
приборов, не лишним будет проверить обрыв электрической цепи. Происходит это различными
способами:

  1. Наблюдается
    плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора. Обычное явление у
    владельцев, не следящих за чистотой подкапотного пространства автомобиля. Что
    происходит — контактные соединения замасливаются и загрязняются. Это же
    случается при истирании и других повреждениях графитовых элементов. Одним
    словом, при таких дефектах увеличивается сопротивление в цепи возбуждения, а
    из-за этого падает мощность генератора. Чтобы устранить данную неисправность,
    надо разобрать устройство и почистить контакты тряпкой, смоченной в бензине, а
    также проверить щеточный узел.
  2. Оборвалась
    обмотка возбуждения. Как правило, это происходит в местах соединения ее концов
    к контактным кольцам. В этом случае аккумулятор не получает зарядки, в обмотке
    статора индуцируется электродвижущая сила не более 5 вольт. Проверяется дефект контрольным
    тестером и вольтметром. Надо подсоединить тестеры от АКБ и посмотреть,
    загорается ли лампочка и отклоняется ли стрелка вольтметра. При отрицательном
    результате обрыв подтверждается. Чтобы найти проблемную катушку, щупы
    подсоединяют к каждой обмотке и снимают показатели. Места обрыва устраняют
    специальной пайкой с мягким припоем. Если же обрыв наблюдается не на
    соединениях, а внутри — катушка перематывается или заменяется.
  3. Межвитковый
    пробой. Начинается по причине повреждения изоляции защитного кабеля. От этого
    сразу увеличивается ток возбуждения и повышается температура обмотки.
  4. Пробой
    на корпус. Вся обмотка попадает под расход, поэтому генератор не возбуждается.
    Данный вид повреждения определяется контролькой в 220 вольт. Один щуп соединяется
    с контактным кольцом, другой — с сердечником. При нарушениях контролька
    загорается.
  5. Пробой
    диодов выпрямителя. Происходит при перегреве. Электрический импеданс в пробитых
    элементах равен 0.

Проверка обмоток генератора

Не исключены также другие замыкания, приводящие к
обрывам электроцепи внутри устройства переменного тока.

Перегорел предохранитель или плохой контакт

Предохранитель с плавкой вставкой обеспечивает защиту оборудования и электрических цепей от перегрузок, перегорания проводки в случае замыкания. Он перегорает по следующим причинам:

  1. От вибрации.
  2. Образования окислов на контактах или слабого контакта.
  3. Нарушения изоляции в эл. проводке (замыкание, наличие влаги).
  4. Бракованные.
  5. Более низкого номинала.
  6. Механическое повреждение.
  7. Повышенного напряжения (от генератора).

Наличие окислов или механические повреждения определяются визуально. Номиналы флажковых предохранителей указываются рядом с местом установки или на пластиковой крышке блока. На рисунке 16 показан внешний вид целого и перегоревшего предохранителей.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 16 Внешний вид предохранителя

Предохранители классифицируются по материалу легкоплавкой вставки на:

  1. Свинцовые.
  2. Оловянные.
  3. Сплавные (олово свинец).
  4. Алюминиевые.

Найти месторасположение конкретного предохранителя можно в мануале к машине. Там на схеме отображено, где установлены блоки с предохранителями и какие именно. Найти предохранитель по марке авто можно и по интернету.

В автомобилях с BSD-шиной (интерфейс) управление бортовой сетью более сложное, отдельного предохранителя нет. Передача данных осуществляется по шине между БУ двигателя и:

  1. Генератором и аккумулятором (датчик на минусовой клемме АКБ).
  2. Датчиком уровня масла
  3. Электрическим насосом охлаждающей жидкости.
  4. Электронным блоком свечей накала (дизель).

В случае неисправности какого-то из вышеназванных потребителей в блок управления записывается ошибка, и управление отключается.

В большинстве случаев отдельного предохранителя для значка зарядки нет. Так, для ВАЗ2110 предохранитель F19 на 10 А общий для питания следующих элементов:

  1. Обмотки возбуждения.
  2. Узла блокировки замков.
  3. Контроля исправности ламп.
  4. Указателя поворота с контрольными лампами.
  5. Лампы заднего хода.
  6. Блока индикации.
  7. Часов (или маршрутного компьютера).

Если он перегорит, то эти узлы обесточатся. Это хорошая подсказка, говорящая об исправности предохранителя. Проверку плавкой вставки можно проверить такими способами: визуально, контролькой или мультиметром. На рисунке 17 показана панель предохранителей ВАЗ 2110.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 17 Панель предохранителей ВАЗ2110

Для визуальной проверки нужно вытащить предохранитель. На круглом предохранителе (керамическом) плавкая вставка расположена снаружи, и обрыв будет виден. В предохранителе ножевого типа плавкая вставка расположена внутри полупрозрачного (цветного) корпуса, но видна на просвет, и разрыв её будет очевиден.

Проверка контролькой (лампочкой малой мощностью 5W с подсоединёнными концами) производится при включенном зажигании. Один конец подсоединяется к корпусу, а вторым касаются сначала одной стороны предохранителя, затем другой. Если лампочка горит только с одной стороны, то предохранитель перегорел.

Измерение мультиметром можно проводить двумя способами. Первый аналогичен проверке лампочкой (режим измерения напряжения). Второй: проверка в режиме сопротивления при выключенном зажигании. Мультиметр установить в режим прозвонки. Концы подсоединить к выводам предохранителя.

Перегоревший предохранитель лучше заменить на умные предохранители “AVS” со светодиодным индикатором соответствующего номинала. Эти предохранители можно не проверять. Если он неисправен, то на нём будет гореть светодиод. Если он снова сгорит после замены, то стороны нагрузки есть кз. Потребуется найти повреждение и устранить.

Перегорел
предохранитель или плохой контакт

Горит значок аккумулятора на консоли приборной часто
из-за того что на батарею не поступает зарядка от генератора. Двигатель
запускается, но индикатор продолжает светиться. Такое происходит, в том числе,
по причине перегорания предохранителя. Обычно это плавкий элемент с номиналом
10 А.

Блок предохранителей, как правило, размещается
под капотом

Перечень возможных неисправностей

После того как мы выяснили, что зажигает индикатор разница напряжений, несложно будет составить список возможных причин отсутствия этой разницы:

Плохой контакт

горит мигает лампа зарядки аккумулятора

Плохой контакт на генераторе

Нужно выполнить ревизию плюсового выводного контакта генератора автомобиля. В частности, на нем не должно быть следов коррозии, масла, различных технологических жидкостей, пыли, грязи. Соответственно, все контакты нужно почистить. Аналогично с «массой». Нужно проверить качество контактов на ней. Также желательно смазать закрытые контакты специальной защищающей смазкой.

Причины
неисправности

Итак, есть несколько актуальных факторов
неисправности. Как правило, надо
смотреть устройство переменного тока и АКБ. Дальше уже по схеме — сигнальная
лампа, внутренние детали генератора, реле и т. д. Подробнее об этом пойдет речь дальше.

Проблемы с реле-регулятором

Напряжение в бортовой сети или на выходе В должно быть всегда одинаковым и не зависеть от изменения оборотов и нагрузки. Для его стабилизации используется реле-регулятор (РР). Он управляет обмоткой возбуждения через графитные щетки. Реле-регулятор обеспечивает напряжение на входе в пределах 13,5-14,5. В. Конструкция РР в зависимости от типа генератора разная, но принцип работы у них одинаковый.

На рисунке 6 показаны РР разной конструкции.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 6 Разновидности реле-регуляторов

По исполнению РР делятся на:

  1. Встроенные – так называемые “шоколадки”. Они расположены в генераторе.
  2. Вынесенные (внешние) – крепятся отдельно на кузове.
Про мазду:  Как снять аккумулятор мазда 3

РР также предотвращает перезаряд аккумулятора. По элементной базе реле разделяются на:

  1. Релейные, использующие зл. реле (выносные).
  2. Транзисторные.
  3. Интегральные.
  4. С переключением лето (13,1… 14В)/ зима (14…15,3В).
  5. Термо Оптимизированный Регулятор Напряжения (ТОРН).

Основные функции ТОРН:

  • коррекция U по температуре аккумулятора;
  • коррекция U по температуре двигателя (датчик 12В);
  • блокировка и задержка включения генератора при пуске;
  • трехрежимное управление контрольной лампой аккумулятора;
  • полная динамическая коррекция U по ДПДЗ или ДАД.

Перед заменой РР необходимо убедиться в исправности остального оборудования. Мало проверить только уровень и плотность батареи. Для проверки ГН необходимо завести двигатель и отсоединить плюсовую клемму на АКБ. Концы мультиметра подсоедините к клемме генератора или к снятой клемме аккумулятора.

Неисправный РР может вывести другое оборудование из строя. Например, при повышенном напряжении может закипеть батарея. При неисправном РР выходное напряжение генератора (при вращении) будет:

  1. Отсутствовать – аварийная работа двигателя, только от АКБ, без зарядки.
  2. Заниженное (ниже 12 В) – тусклое свечение индикаторов, уменьшение мощности.
  3. Завышенное (выше 15 В) – яркость свечения лампочек (фар) меняется от оборотов.

Регулятор может не работать из-за:

  1. Замыкания в эл. проводке, обмотке возбуждения.
  2. Пробоя диодов.
  3. После переполюсовки (установили АКБ не той полярности).
  4. Неисправности электронных элементов РР.
  5. Механических повреждений.
  6. Изношенности щетки. Если выступает меньше 5 мм, требуется замена.
  7. Влаги внутри корпуса. Например, попала во время мойки или при езде под дождем.

Рассмотрим, как проверить РР, на примере Я112А.

На рисунке 7 показан внешний вид РР Я112А в сборе (со щетками).

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 7 Внешний вид регулятора напряжения Я112А

Для проверки необходимо отсоединить РР от ГН. Если он установлен внутри, сначала снять заднюю крышку генератора.

Для проверки работоспособности ИРН 112А и 112Б используется блок питания постоянного напряжения, с регулировкой напряжения от 10 до 16 В и лампочкой (освещение салона) мощностью 1,5÷5 Вт. Собрать схему, как на рисунке 8.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 8 Схема подключения для проверки реле-регулятора

По этой схеме можно проверить все регуляторы с внутренней установкой. Если блок исправен, то при изменении напряжения до 14.7 В яркость будет меняться, если оно станет выше – погаснет. Если не работает, то следует поменять таблетку или попробовать её отремонтировать.

На рисунке 9 изображена электрическая схема платы (таблетки) РР Я112А. На плате электронные элементы выполнены в SMD корпусе.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 9 Электрическая схема платы регулятора Я112А.

Для ремонта необходимо разобрать блок и достать плату. Проверить чистоту контактов и качество пайки. При необходимости протереть, пропаять. Мультиметром проверить силовой транзистор (TIP42A) и стабилитрон, затем остальные детали. Неисправные детали, заменить. После ремонта собрать генератор и установить на место. Проверить его работоспособность.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 10 Расположение деталей на печатной плате регулятора Я112А

Проводка

Зачастую причиной некорректной работы лампы аккумулятора является поврежденная проводка. Например, когда лампа горит в половину накала и даже тусклее, причем в самых разных ситуациях. Зачастую при этом виновата проводка. Например, провод, идущий от аккумулятора до генератора.

Аналогично может гореть лампа аккумулятора в половину накала из-за плохого контакта на регуляторе напряжения (так называемой «шоколадке»). Плохой контакт может быть из-за коррозии либо механического повреждения.

Регулятор напряжения

Регулятор напряжения может выйти из строя по разным причинам — короткое замыкание в цепи, механическое повреждение узла, естественный износ, неправильное подключение к выводам аккумулятора. Для проверки регулятора напряжения вам понадобится электронный мультиметр. Проверка сама по себе несложная.

Регулятор
напряжения

Если загорелась лампочка аккумулятора, то не лишним
будет проверить и регулятор напряжения. С виду маленькая деталь, но ее
повреждение может привести к множеству неприятностей. Например, недозаряду или перезаряду
источника питания (аккумулятора). Реле повреждается часто на автомобилях,
произведенных в последние несколько лет. Главные причины его выхода из строя:

  • межвитковый пробой генератора, оказавшее
    влияние на реле;
  • пробой диодов;
  • переполюсовка аккумулятора;
  • разрушение щеток.

Неисправный реле-регулятор напряжения

Регулятор напрямую связан с генератором. Любое
нарушение стабильной работы устройства переменного тока сказывается на реле.
Диагностируется элемент по зарядке АКБ. Если оно осуществляется некорректно
(перезаряд, недозаряд), проверять реле надо в первую очередь. Делается это с
помощью тестера. Неисправный регулятор обычно ремонту не подлежит, его сразу
заменяют новым.

Реле контроля лампы акб

В некоторых авто в цепи может присутствовать специальное реле, отвечающее за датчик зарядки АКБ. К примеру, Ваз классической модели имеет нормально замкнутое реле контроля (значок горит), которое размыкает контакты лишь после подачи напряжения от генератора.

Разумеется, если неисправность в самом реле, то даже при нормальном заряде датчик будет сигнализировать о неисправности. Первым делом проверьте надежность контактов, подходящих к реле. Также его можно разобрать, дабы оценить надежность внутренних контактов.

Сигнальная
лампа

Это чек или
сигнальный
блок передачи статуса системы.
Говоря иначе, лампа аварийки или просто индикатор. Если испортится, то не горит. Но в данном случае, значок
аккумулятора горит постоянно. В чем же причина?

Как правило, такое
происходит из-за светодиодного устройства.

После запуска
двигателя и его работы на нейтральном ходу,
напряжение в системе зажигания не повышается более 12 вольт. Поэтому лампочка аккумулятора продолжает
гореть, но стоит поднять обороты мотора до 2000, как индикатор гаснет.

Также возможны
другие, уже более серьезные причины:

  • чек АКБ мигает недолго — обнаружена временная ошибка, потом все автоматически
    приходит в норму;
  • светится
    постоянно — сбой в системе, необходимо устранить проблему, чтобы избежать более
    дорогостоящего ремонта (возможно включение из-за неисправного генератора);
  • мигает,
    но быстро — фатальная ошибка, надо исправлять как можно скорее, уменьшить
    скорость и нагрузки (рекомендуется сразу останавливать двигатель).

Таким образом,
аварийная сигнализация или просто аварийка указывает на состояние механизмов,
наличие сбоев и т. д. В современном автомобиле бывает несколько сигнальных ламп
— чек АБС, двигателя, check ESP (желтый восклицательный знак), система общего
оповещения и т. д. В нашем случае — это специальный индикатор АКБ,
информирующий водителя об исправности системы энергосбережения.

Индикатор АКБ на панели приборов

Улучшить контакт

В случае повреждения проводки от генератора до аккумулятора необходимо выполнить ее ревизию, и при необходимости заменить провод на новый. Параллельно с этим обязательно нужно выполнить чистку всех контактов, как на генераторе, так и на аккумуляторе (клеммы). Необходимо выполнить чистку контактов диодного моста на генераторе и его плюсовой выводной контакт.

Если оксидировались места примыкания щеток генератора, то необходимо почистить заодно и их. При этом обратить внимание на то, чтобы со щеток графит не распространялся на другие элементы генератора. В случае, если щетки износились — их нужно заменить на новые. Иногда достаточно улучшить контакт «шоколадки».

Щетки генератора

Для того, чтобы убедиться в работоспособности щеток генератора, его корпус необходимо демонтировать и разобрать. В частности, извлечь щеточный узел и визуально их осмотреть. Их износ будет видно на глаз. Также при износе щеток зачастую на щеточном узле видны следы от искр, которые возникают в таких условиях. Естественно, что при необходимости изношенные щетки нужно поменять на новые.

Щетки
генератора

Еще одна причина, из-за чего горит значок
аккумулятора на панели приборов – это неисправность щеток генератора. Для
проверки придется снять весь щеточный узел и тщательно осмотреть его. Износ
элементов замечен будет сразу по опалинам и другим характерным признакам.

Есть еще один способ проверки, но он больше подходит
для старых иномарок и отечественных машин, оборудованных карбюратором. Надо
скинуть минусовой провод с аккумулятора во время работы двигателя. Если мотор
не заглох — все со щетками нормально, они подают напряжение.

Проверка щеток генератора

Генераторные щетки получают и передают ток к
аккумулятору (АКБ). Детали маленькие, но очень важные, так как, по сути,
обеспечивают машине движение. Изготовлены они из обычного графита, реже —
пропитываются специальным составом для длительной работы.

Заключение

В случае, если горит лампа зарядки аккумулятора, но зарядка идет, необходимо выполнить комплексную проверку аккумулятора, генератора, а также предохранителей, лампы и проводки. По статистике чаще всего причиной указанной поломки является износ щеток генератора, либо проблемы с его контактами. Реже из строя выходит диодный мостик.

Оцените статью
Мазда Топ Ру